Учим как…рассчитать стоимость компьютера

main-63986-0ac3b3bc3f1a812aa167b772f3b141ea

Часто, собираясь покупать компьютер, люди, не искушенные в железе, обращаются к опытным знакомым с вопросом: «А сколько мне будет стоить компьютер?». «Прости, а что ты, собственно, от него хочешь?» Такой ответ, как правило, вызывает непонимание, а ведь это отправная точка для расчета цены будущей конфигурации. Да, в магазинах «компьютер» имеет вполне определенный порядок цен, как, скажем, пылесос или стиральная машина, но в большинстве своем в магазинах продают «усредненные» конфигурации, которые содержат в себе некий стандартный набор устройств, а варьируя отдельные параметры (например, мощность видеокарты, или объем оперативной памяти), можно создавать «специальные предложения» для «продвинутых пользователей», «мультимедиа-станции» и т.д. На деле же все немного сложнее, и для обеспечения комфортной работы в той или иной области и предотвращения проблем с апгрейдом в ближайшем будущем требуется оптимизация многих параметров железа, которые только в совокупности смогут обеспечить приемлемый уровень оборудования. Мы постарались взять несколько наиболее распространенных областей, где требуется специфическая конфигурация компьютера, и описали, какие ее узлы должны быть «заточены» под каждую из них, и как это повлияет на цену.

Ниже представлены характеристики систем, с указанием круга выполняемых задач и критически-важных компонентов, которые будут напрямую влиять на рабочий процесс пользователя. А в конце каждой части предлагается несколько цифр с информацией о примерной стоимости важных узлов компьютера.

Компьютер для офиса

Требования

  • Основной круг выполняемых приложений: MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access, MS Outlook, Internet Explorer, бухгалтерские и торговые программы в режиме «клиента», общение в сети (интернет-пейджеры, чаты), просмотр изображений, проигрыватели музыки.
  • Время работы компьютера: полный рабочий день (8 часов).
  • Критически-важные железки: корпус, монитор, сетевая карта.
  • Хорошо бы иметь: офисную клавиатуру с набором дополнительных кнопок, многофункциональную мышь.
  • По желанию: BlueTooth для работы с телефоном/КПК, офисные колонки/наушники, DVD-привод.
  • Цена: ~$455

Самый нетребовательный вид компьютеров, поскольку для всех выполняемых приложений требуется минимум мощности. Высокопроизводительные компоненты просто не окупятся. Вся философия офисного ПК подчинена экономии рабочего пространства и минимизации шумового загрязнения, поскольку такой компьютер работает целый день (а в некоторых офисах не выключаются совсем) – постоянное гудение кулеров не даст сосредоточиться и будет вызывать усталость и раздражение.

Таким образом, наиболее важными компонентами здесь являются корпус, монитор, клавиатура и мышь. Корпус должен быть минимального размера и иметь некоторое количество внешних интерфейсных разъемов на передней панели. Актуальными будут разъемы USB для подключения flash-дисков или карманного компьютера (для переноски документов и синхронизации работы), миниджэки для подсоединения наушников или офисных колонок малой мощности. В силу требований по объему корпуса, шуму и цене целесообразно выбирать CPU и материнскую плату с низкой производительностью, не требовательные к охлаждению. Видеокарта, скорее всего, будет интегрирована в чипсет. Объем оперативной памяти и дискового пространства – минимален. Монитор должен быть компактным, удобным для работы с документами и причинять минимальный вред зрению. Здесь большую роль играет не диагональ (документы удобно просматриваются и на 15"), а максимальная частота (для CRT), углы обзора и яркость/контрастность (для LCD).

Итог

  • Корпус: ~$30
  • Монитор: ~$150
  • Офисная клавиатура: ~$20
  • Многофункциональная мышка: ~$40
  • Остальное: процессор (1500 МГц) ~$50 + кулер ~$45, память (128 Мб) ~$20, жесткий диск (40 Гб) ~$50, материнская плата ~$50

Компьютер для геймера

Требования

  • Основной круг выполняемых приложений: Far Cry, Doom III, Driv3r, Unreal Tournament, Call of Duty, Half-Life 2.
  • Время работы компьютера: периодически (3-48 часов).
  • Критически-важные железки: видеокарта, процессор, память, жесткий диск, мышь.
  • Хорошо бы иметь: качественный 5.1 звук.
  • По желанию: манипулятор (джойстик, штурвал, педали, геймпад).
  • Цена: ~$1700

Для геймерского компьютера важными являются практически все основные узлы, поскольку новейшие игры нещадно нагружают систему полностью, и ПК должен выдерживать высокие нагрузки в течение долгого времени. Таким образом, комплектующие, особенно материнская плата, видеокарта и блок питания, должны быть не только современными и высокопроизводительными, но еще и качественно собранными, желательно, от известного производителя. Выбрать NVIDIA или ATi, Intel или AMD – исключительно вопрос личных предпочтений, и у тех, и у тех есть эквивалентные по цене и производительности решения. Главное, учитывать два момента: ориентироваться придется на High-End, чтобы потом спокойно пропустить одно-два поколения железа (а современный апгрейд подразумевает замену большей части системного блока), и вся система должна быть сбалансирована – не получится на чем-то сэкономить. Нельзя вытянуть «слабую» видеокарту за счет мощного проца, так как они выполняют разные функции (видеоадаптер просчитывает сцену и накладывает текстуры, а процессор отвечает за AI и другие игровые алгоритмы). И наоборот, слабый CPU не позволит полностью использовать потенциал видеокарты. Нельзя экономить на корпусе, блоке питания и охлаждении, так как это чревато потерей дорогостоящих комплектующих. Память также должна быть качественной и выдерживать высокие частоты и низкие тайминги, в противном случае система будет нестабильна, и игры будут постоянно «вылетать» и глючить.

Если бюджет ограничен, то лучше «откатиться» на одно поколение назад, чем получить несбалансированную или нестабильную систему. Часто целесообразнее купить устройство-флагман предыдущей серии, чем обрезанный где только можно Low-End нового поколения.

Если рассматривать конкретные технологии, то сейчас стоит обратить внимание на последние решения от двух лидеров на рынке GPU – NVIDIA и ATi, позволяющие использовать мощность сразу двух видеокарт (SLI и MRT, соответственно), что дает практически двойной прирост производительности графической подсистемы (до 190%). Процессор должен быть мощным, с частотой не менее 3 ГГц, причем для некоторых игр уже вышли патчи под 64-битную платформу (например, Far Cry и UT2004), которые обеспечивают более качественную прорисовку текстур и повышают быстродействие при работе с соответствующими CPU.

Из-за большой прожорливости хитов современности (тот же Unreal Tournament 2004 требует около 5 Гб при установке) винчестер должен быть большим (желательно не менее 80 Гб).

Основным устройством ввода по-прежнему остается клавиатура (здесь подойдет обычная офисная клава, без наворотов) и мышь, которая непременно должна быть оптической (с оптическим сенсором высокого разрешения, или лазерная). Естественно, «пробитым» геймерам не хватит «обычных» возможностей по управлению происходящим на экране, и тогда на помощь придет один из специальных манипуляторов – джойстик, штурвал или геймпад (с force feadback’ом для большей реалистичности).

Итог

  • Видеокарта: ~$500
  • Процессор: ~$350
  • Материнская плата ~$150
  • Память: ~$100
  • Жесткий диск: ~$60
  • Корпус (midi-tower, с хорошим охлаждением) ~$70
  • Мышка: ~$70
  • Акустика 5.1: ~$100
  • Дополнительный манипулятор: ~$50
  • Остальное: Оптический привод (CD-RW/DVD combo) ~$40, монитор (CRT 17”) ~$200

Компьютер для дизайнера

Требования

  • Основной круг выполняемых приложений: Corel Draw, Corel Painter, Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, Adobe PageMaker, Quark Xpress.
  • Время работы компьютера: нерегулярно, 6-8 часов.
  • Критически-важные железки: процессор, память, монитор, жесткий диск, видеокарта.
  • Хорошо бы иметь: планшет, сканер.
  • По желанию: принтер, цифровой фотоаппарат, UPS.
  • Прайс: ~$1900

Для работы дизайнера требуется не самый слабый компьютер со специфическими особенностями, которые помогают и облегчают весь процесс создания или верстки готового материала. Для запуска последних версий графических пакетов (коих одновременно может быть открыто несколько для работы с разными форматами информации) требуется неслабый процессор (чем мощнее, тем лучше) и большое количество памяти (не менее 512 Мб для 2D дизайна, а лучше – 1 Гб). Оптимальной видеокартой станет какая-нибудь профессиональная модель от Matrox с объемом видеопамяти не меньше 32 Мб. Особо стоит отметить качество цветопередачи монитора, поскольку это устройство едва ли не основное в деле работы с графикой, а о том, что диагональ менее 21" не подходит, даже не стоит и говорить. В большинстве своем используются дисплеи, построенные с применением апертурной решетки, поскольку именно эта технология обеспечивает наиболее яркое, контрастное и насыщенное изображение. Основными производителями здесь являются Sony (модели Trinitron), Mitsubishi (модели Diamondtron) и ViewSonic (модели Sonictron).

Поскольку файлы, содержащие графические данные, имеют большой размер, соответственно, требуется наличие жесткого диска немалого объема (от 120 Гб), а лучше даже двух, так как обычно кэш приложения рекомендуется располагать на отличном от системного физическом диске. Естественно, во время работы может потребоваться перевести в электронный формат графическую информацию с листа бумаги (например, нарисованный от руки эскиз или слайды/фотографии), для чего потребуется соответствующее устройство – либо сканер, либо планшет. Здесь надо отметить, что разрешение сканера должно быть достаточно высоким (не менее рабочего разрешения монитора), причем становится актуальной глубина цвета 48-бит (при таких параметрах размер картинки будет ощутимый, и для передачи данных требуется быстрый интерфейс, например, USB 2.0 Hi-speed).

Поскольку схожие задачи выполняет и web-дизайнер, не будем выделять его в отдельную категорию, но отметим то, что для создания web-страниц гораздо удобнее пользоваться переносным компьютером (ноутбуком). Ведь при наличии нескольких сетевых интерфейсов (модем, LAN, Wi-Fi, GPRS), которые имеются у всех современных моделей, будет возможность поддерживать в любом месте и в любое время свой сайт (потребуется лишь наличие соответствующей сети). Удобно еще и то, что при работе «на заказ» конечному пользователю можно показать будущий сайт «не отходя от кассы» и быть уверенным в правильном отображении материалов.

Итог

  • Процессор: ~$300
  • Память: ~$200
  • Монитор (21”/22”): ~$550/750
  • Жесткий диск: ~$80
  • Видеокарта: ~$100
  • Планшет: ~$70
  • Сканер: ~$100
  • Остальное: корпус (средненький) ~$50, оптический привод (DVD-RW) ~$70, материнская плата ~$100, клавиатура + мышь ~$50

Компьютер для программиста

Требования

  • Основной круг выполняемых приложений: MS Visual Studio, Borland Delphi, MASM, Perl, PHP.
  • Время работы компьютера: нерегулярно, 5-48 часов.
  • Критически-важные железки: монитор, жесткий диск.
  • Хорошо бы иметь: пишущий CD привод, UPS, модем.
  • По желанию: файл-сервер для хранения исходников и документации.
  • Цена: ~$800

Компьютер программиста – это довольно тонкая вещь, поскольку здесь даже не так важна мощность системы, как сохранность данных, ведь в случае краха восстановить итоги недельной работы не очень просто (и не всегда возможно). Как правило, весь процесс работы происходит в какой-либо одной среде программирования, и основное время приходится редактировать исходный текст (что совсем не нагружает систему), периодически запуская готовые куски кода на выполнение. Из этого следует, что практически все время программист смотрит в монитор, на котором много текста, от чего могут возникать некоторые неприятные ощущения в глазах, поэтому критически важно иметь монитор с частотой кадров не менее 100 Гц, удовлетворяющий требованиям стандартов TCO'99, TCO'03, MPR-II, ISO9241-3,7,8 или LCD, четко отображающий текст.

Компиляция проекта, в среднем, занимает от 15 минут на быстрой машине до 1 часу – на «дохлой», так что при выборе процессора и объемов оперативной памяти нужно исходить из масштабов будущих работ.

Основное место на жестком диске будут занимать тексты программ и всевозможной документации, пакеты же разработки займут, в среднем, до 1 Гб, поэтому высоких требований к объему нет (40 Гб). Зато неплохо бы устроить «зеркальный» RAID (чтобы в случае чего можно было быстро восстановить информацию), а для создания архивов разработок и библиотек поможет пишущий оптический привод.

Для устойчивости к перепадам в электросети прекрасно подойдет какой-нибудь не самый навороченный UPS, время автономной работы которого должно составлять столько, чтобы хватило сохранить все открытые документы и корректно выключить компьютер, то есть не более 5 минут.

Эта область деятельности, так же как и предыдущая, неким образом пересекается с web-разработкой, ведь ни один крупный портал на чистом HTML построить нельзя, и приходится использовать специальные языки программирования. Правда, здесь присутствуют свои «подводные» камни – протестировать конечную разработку без наличия веб-сервера (пускай даже минимального) и соответствующего транслятора не представляется возможным, поэтому здесь предполагается несколько большая мощность компьютера (со стороны оперативной памяти и процессора).

Итог

  • Монитор: ~$300
  • Жесткий диск: ~$80
  • CD привод: ~$30
  • UPS: ~$100
  • Модем: ~$20
  • Остальное: процессор (Middle-End) ~$70, память (256 Мб) ~$30, видеокарта (средненькая) ~$40, корпус (тихий) ~$70, материнская плата ~$50, клавиатура + мышь ~$10

Компьютер для видеомонтажа

Требования

  • Основной круг выполняемых приложений: Adobe Premiere 6, Adobe After Effects.
  • Время работы компьютера: нерегулярно, 8-10 часов
  • Критически-важные железки: процессор, память, жесткий диск, видеокарта.
  • Хорошо бы иметь: плату видеозахвата, ТВ-тюнер.
  • По желанию: SCSI-контроллер для жестких дисков.
  • Цена: ~$1160

Если основным занятием пользователя является видеомонтаж, то потребуется обратить особое внимание на скорость работы и объемы дисковой подсистемы. Для справки: несжатое пятиминутное видео будет занимать порядка гигабайта, поэтому объем дисков должен быть в районе 200 Гб. Для увеличения этих параметров можно либо организовать RAID.

Процессор будет напрямую влиять на скорость обработки (компресии/декодирования) видеопотока, поскольку при такой работе в основном производятся математические операции, причем очень положительно влияет на временные показатели наличие многопроцессорной системы (хотя бы виртуальной – Hyper-Threading). Не так критичны размеры оперативной памяти (512 Мб – для оптимальной работы), как ее скоростные характеристики (очень положительно на скорости обработки скажется включение режима Dual DDR).

Монитор для комфортной работы должен иметь диагональ не менее 19" (при разрешении 1280х1024 и частоте 85 Гц), причем по параметрам цветопередачи и четкости картинки больше подойдет CRT.

Видеокарта для монтажа видео поддерживать крутое 3D совсем не обязана, а вот качественный 2D-режим должен обеспечиваться обязательно. Чаще такими характеристиками обладают не самые современные профессиональные 2D-карты: так брэндовый Matrox двухлетней давности подойдет на порядок лучше современного GeForce последней серии.

Чтобы иметь возможность обработки изображения с аналоговых видеоносителей, потребуется плата видеозахвата, причем здесь сойдет даже не самая навороченная и новая модель – ведь важно просто перевести информацию в цифровой формат.

Итог

  • Процессор: ~$200
  • Память: ~$150
  • Жесткий диск: ~$150
  • Видеокарта: ~$150
  • Плата видеозахвата: ~$100
  • Остальное: материнская плата ~$100, корпус ~$50, оптический привод (CD-RW DVD Combo) ~$40, монитор ~$200, клавиатура + мышь ~$10.

Компьютер для 3D-моделирования

Требования

  • Основной круг выполняемых приложений: 3D Studio Max, LightWave Modeler, Maya.
  • Время работы компьютера: нерегулярно, 5-10 часов.
  • Критически-важные железки: видеокарта, процессор, память, жесткий диск.
  • Хорошо бы иметь: DVD-RW.
  • По желанию: двухпроцессорная система.
  • Цена: ~$1960

Работа с трехмерной графикой довольно сложна, поэтому и требования к комплектующим предъявляются весьма серьезные. Особо важно здесь иметь качественную быструю 3D-видеокарту. Монитор должен иметь большую диагональ (21 дюйм), так как интерфейс пакетов разработки трехмерной графики, как правило, содержит несколько окон с видом объектов в различных ракурсах. Требования к цветопередаче не такие жесткие, как в случае 2D-дизайна, поэтому подойдет и LCD. Также особые требования предъявляются и к памяти, которой должно быть много (не меньше 1 Гб, а лучше в районе 2 Гб), и она должна поддерживать технологии проверки и коррекции ошибок («bit parity»). Зачем это надо, становится понятно, когда после пятичасового рендеринга сцены система зависает с ошибкой.

Во время просчета композиции достаточно сильно нагружается и процессор, поэтому наличие функции Hyper-Threading здесь необходимо, а наличие двух процессоров – оптимально для быстрой и комфортной работы со сценами средней сложности. Благоприятно на скорости создания конечной сцены сказывается наличие большого кэша у CPU.

Большинство объектов 3D имеют малый размер (поскольку задаются они формулами), однако текстуры, всевозможные библиотеки и готовые сцены будут занимать приличный объем, следовательно, для работы стоит иметь вместительный жесткий диск (от 100 Гб). Естественно созданные материалы должны как-то распространяться, и самым оптимальным способом будут оптические носители формата DVD, поскольку высококачественное видео занимает немало места, а современные двуслойные диски поддерживают запись до 8 Гб данных.

Итог

  • Процессор: ~$250
  • Память: ~$250
  • Жесткий диск: ~$150
  • Видеокарта: ~$400
  • Монитор: ~$550
  • DVD-RW: ~$70
  • Остальное: материнская плата ~$200, корпус (хорошо проветриваемый) ~$70, мышь + клавиатура ~$20

Компьютер для мультимедиа

Требования

  • Основной круг выполняемых приложений: MS Word, MS Excel, Internet Explorer, WMP/WinAmp, WinDVD/BSPlayer, Outlook/TheBat!, ICQ, Paint, Ahead Nero.
  • Время работы компьютера: нерегулярно, 2-3 часа.
  • Критически-важные железки: жесткий диск, DVD-RW.
  • Хорошо бы иметь: качественный звук, видеовыход.
  • По желанию: мультимедиа-проектор.
  • Цена: ~$900

Мультимедийный центр дома предполагает работу с такими видами информации, как видео, музыка, аудио и изображения, то есть, в основном, приложения будут «средне» нагружать современную систему, в связи с чем можно обратить внимание на уже вышедшие из «моды» комплектующие, вместе с тем имеющие низкую цену при хорошем качестве работы. Вообще для просмотра фильмов (как DVD, так и DivX) вполне хватит процессора эквивалентного Intel Celeron III с частотой 800-1200 МГц, причем из перечисленных выше задач обработка видео – самая ресурсоемкая. Работать в основном будет лишь какое-то одно приложение (например, viewer изображений, или проигрыватель музыки), поэтому иметь большое количество оперативной памяти также не требуется («золотой серединой» здесь будет 128-256 Мб). В случае организации мультимедиа-центра, вероятно, планируется хранение большого количества музыки, фильмов и изображений, для чего стоит позаботиться о хорошем и емком жестком диске (не менее 120 Гб) – DVD фильм на однослойном диске занимает порядка 4 Гб. Актуальным будет и наличие пишущего привода (причем DVD-RW), для записи интересных материалов, которые окажутся у друзей, в прокате или в Сети.

Монитор для просмотра фильмов подходит плохо, поэтому лучше приобрести видеокарту с видеовыходом для вывода изображения на телевизор. Если же имеются дополнительны средства, то интереснее будет выглядеть покупка видеопроектора.

Итог

  • Жесткий диск: ~$60
  • DVD-RW: ~$70
  • Акустика 5.1: ~$200
  • Видеокарта: ~$200
  • Остальное: процессор ~$50, материнская плата ~$50, память ~$30, небольшой и красивый корпус ~$70, монитор (17" CRT) ~$150, мышь + клавиатура ~$10

Как видишь, назначение компьютера серьезно влияет на его конфигурацию и цену. Конечно, чаще всего ПК используется сразу для нескольких функций, однако это не мешает выделить основные из них и определиться с критическими узлами и минимально необходимыми затратами на их приобретение.

Похожие новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: